Бриллианты — самые ценные и популярные во всем мире драгоценные камни, которые на протяжении тысячелетий играли важную роль не только как украшения, но и как демонстрация роскоши и богатства. Однако за их сверкающим фасадом скрывается мрачная реальность, которая преследует ювелирную индустрию на протяжении многих лет — возможное использование «кровавых алмазов». «Кровавые», или также известные как «конфликтные» алмазы, связаны с тяжелыми человеческими страданиями, что омрачает их прекрасную сущность.
О том, что на самом деле означает термин «кровавые алмазы», где и как он возник, рассказывают ювелирные эксперты GRENARDI.
Что такое «кровавые алмазы»?
Термин «кровавые алмазы» впервые стал широко использоваться в Африке в конце 1990-х годов. Так называли алмазы, добытые в зонах военных действий, часто в жестоких и бесчеловечных условиях, и использовавшиеся для финансирования вооруженных конфликтов, направленных на свержение законных правительств. Первоначально внимание было сосредоточено на таких африканских странах, как Сьерра-Леоне, Ангола и Демократическая Республика Конго, где повстанческие группировки использовали алмазные шахты для финансирования насилия.
История «кровавых алмазов» связана с нарушениями прав человека, принудительным трудом и его ужасными условиями. В шахтах использовался детский труд, шахтеры работали в опасных условиях и часто подвергались насилию. Зачастую целые общины разрушались и перемещались, поскольку их земли насильственно захватывали нелегальные добытчики алмазов. Прибыль от подобный алмазов подпитывает конфликты, способствуя продолжению насилия и в без того нестабильных регионах. Помимо финансирования войны, они способствуют распространению оружия, что еще больше усугубляет страдания ни в чем не повинного гражданского населения.
Решение проблемы — Кимберлийский процесс
В ответ на неэтичное использование труда людей и растущее возмущение в мире алмазная промышленность вместе с национальными правительствами и различными неправительственными организациями начала разработку согласованных действий по решению этой проблемы. В мае 2000 года при поддержке Организации Объединенных Наций состоялась первая глобальная встреча африканских стран-производителей алмазов. Встреча проходила в Кимберли, городе в Южно-Африканской Республике, который исторически был крупным центром добычи алмазов. Уже в июле 2000 года в Антверпене (Бельгия), состоялся Всемирный алмазный конгресс, на котором была принята резолюция, призванная предотвратить продажу «конфликтных» алмазов. В резолюции предлагалось ввести международный процесс сертификации экспорта и импорта алмазов, принимать только официально запечатанные упаковки алмазов и добиваться уголовной ответственности для всех, кто участвует в торговле «конфликтными» алмазами.
В 2003 году после длительных дискуссий в отрасли был введен Кимберлийский процесс, призванный остановить и добычу конфликтных алмазов, и поставки камней, уже добытых в зонах конфликтов. Кимберлийский процесс предусматривает строгие правила и механизмы контроля и отслеживания всей цепочки поставок алмазов — от шахты до места продажи.
В настоящее время в Кимберлийском процессе участвуют 85 стран мира, включая все государства Европейского союза. Импорт и экспорт алмазов разрешен только между членами Кимберлийского процесса, и каждый производитель алмазов должен получить соответствующий сертификат, который предъявляется перед экспортом камней. Таким образом, потребители могут быть уверены в этичности происхождения украшений, которые они приобретают в этих странах.
Поскольку Кимберлийский процесс сделал торговлю нелегальными алмазами практически невозможной, он заставил добытчиков и торговцев алмазами создавать гуманные условия труда и ответственно относиться к окружающей среде. Благодаря Кимберлийскому процессу на легальном рынке появился огромный объем официальных алмазов. Это увеличило доходы бедных стран и помогло им решить проблемы развития. Например, уже в 2006 году, менее чем через 3 года после введения процесса, из Сьерра-Леоне было легально экспортировано алмазов на сумму около 125 миллионов долларов США, в то время как в конце 1990-х годов легальных алмазов в стране практически не было.
Как убедиться в том, что в вашем украшении сверкают «бесконфликтные» бриллианты?
В алмазодобывающей и ювелирной промышленности растет спрос на прозрачность и этичность источников и цепочек поставок драгоценных камней. Потребители все чаще хотят знать происхождение своих бриллиантов, стремясь получить гарантии того, что их покупка не способствует страданиям людей и не причиняет вреда окружающей среде.
Как уже упоминалось, в Кимберлийском процессе представлены 85 стран мира, а это означает, что в них, в том числе и в Латвии, можно приобрести только официальные бриллианты и ювелирные изделия с бриллиантами, полученными из этических источников. Поэтому ювелирные эксперты GRENARDI рекомендуют посещать проверенные и официальные ювелирные салоны, где продаются только украшения с «бесконфликтными» бриллиантами. Эксперты особенно призывают воздерживаться от сомнительных мест торговли или несертифицированных индивидуальных торговых агентов, предлагаемые которыми бриллианты имеют неизвестное происхождение и могли быть добыты незаконным путем.
Термин «кровавые алмазы» служит суровым напоминанием о том, какой может быть истинная цена сверкающих драгоценных камней. Хотя в решении этой проблемы достигнут огромный прогресс, и ведущие ювелиры используют только «бесконфликтные» алмазы, незаконно и неэтично добытые алмазы по-прежнему доступны по всему миру. Поэтому все заинтересованные стороны, от лидеров отрасли до потребителей, стремясь к красоте и роскоши, должны проявлять бдительность, помнить о важности соблюдения прав человека и защите окружающей среды. Только так можно искоренить «кровавые алмазы» и позволить засиять истинному блеску бриллиантов.